- УЧЕБНОЕ КИНО
-
УЧЕБНОЕ КИНО — фильмы, специально созданные в качестве средств обучения, а также научно-популярные, технико-пропагандистские, хронико-документальные фильмы, используемые в учебно-воспитательном процессе.
Возможности кинематографа уникальны: наглядно воспроизвести природное явление, перенести зрителя в любую точку земного шара, проникнуть в глубины микромира или, напротив, дать крупно панорамное изображение земных и космических пространств, предложить замедленное изображение моментального процесса или ускоренное — длительного; посредством иллюстративных схем, образов и мультипликации придать наглядность абстракциям и сделать зримыми недоступные оптическому запечатлению скрытые процессы и структуры; воспроизвести подлинные документы, произведения искусства, памятники культуры; зафиксировать реально происходящие жизненные события или воссоздать средствами игрового кино возможные, исключительные и даже фантастические ситуации.
Современные учебные фильмы (УФ) классифицируются по разным признакам, напр.: в зависимости от учебной дисциплины и темы (предметно-тематическая классификация), от возраста и уровня подготовки обучаемых (классификация по годам обучения, семестрам и курсам); от характера и объема содержащейся в фильме научной информации (классификация по уровням сложности изложения изучаемой темы).
В зависимости от педагогической задачи УФ подразделяются на обучающие, инструктивные, тренировочные и тестовые. Большинство УФ принадлежит к категории обучающих (почти все фильмы по учебным предметам). Инструктивные фильмы, используемые в охране труда, определяют нормы производственного поведения, поясняют правила безопасного обращения с техникой. Тренировочные фильмы (также применяемые в ОТ) предназначены для упражнения на специальных стендах. В этих фильмах показаны ситуации, с которыми можно столкнуться в реальности и на которые нужно уметь правильно и быстро реагировать с помощью средств, предусмотренных конструкцией учебного стенда. Тестовые фильмы предлагают модели жизненных обстоятельств; от обучаемых требуется их понять, проанализировать и оценить.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.